Вопрос обновления электротранспорта в Уфе остаётся одним из приоритетных. Несмотря на положительные изменения в троллейбусном парке — в 2023-2024 годах город получил 25 новых троллейбусов — обновление трамвайного парка не проводилось с 2012 года, когда было приобретено пять единиц модели КМ 71-623. Сегодня средний возраст трамваев составляет 35 лет, в эксплуатации остаётся трамвай 1972 года выпуска.
По словам Олега Хмарина, директора управления транспортной инфраструктуры Уфы, в городе на балансе числятся 146 трамваев, однако ежедневно эксплуатируется лишь 30 из-за нехватки водителей. Парк преимущественно состоит из вагонов КТМ (модели 608, 619 и 623) на юге города и ТАТРА Т3, Т3М и МТТЧ на севере. Более 98 % вагонов сильно изношены.
Рассматривались различные подходы к обновлению, включая капитально-восстановительный ремонт по примеру Ижевска и сотрудничество с Белкоммунмаш, как в Новосибирске. Однако недостаток финансирования и намерения реализовать концессионное соглашение оставили эти проекты нереализованными.
После оценки всех вариантов Уфа приняла решение получить трамваи Песа Фокстрот или 71-414 от Москвы. Уфа не впервые получает подвижной состав от столицы: в прошлом году было доставлено семь ТАТР (МТТЧ), которые сегодня работают по линии в Черниковке.
- Благодаря огромной работе в течение года, первый трамвай прибыл из Москвы. Всего доставлено девять единиц. Особую благодарность выражаем Ратмиру Рафиловичу за личное содействие в передаче трамваев Уфе, - сообщил Олег Хмарин. - Несмотря на скепсис, трамваи успешно вышли на линию. В работе сейчас четыре единицы, остальные готовятся.
Перевозка новых трамваев осуществлялась с использованием тралов и домкратов в Москве и Уфе. На каждую погрузку требуется 12 домкратов. Осуществляются плановые работы и замена запасных частей перед отправкой, включающие замену втулки редуктора. При необходимости выполняется и кузовной ремонт. Все усилия направлены на обеспечивание полной готовности к эксплуатации.
- Мы понимали, что первоначальная инфраструктура для таких трамваев не была готова. Были проблемы с путями, контактной сетью и тяговыми подстанциями. Наши коллеги из Москвы помогли обследовать систему и выделили области для улучшения. Были проведены работы по выравниванию путей и замене шпал, - отметил руководитель УИТ Уфы.
В процессе испытаний были выявлены проблемы с взаимодействием трамваев с дорожным покрытием и локальные дефекты рельсового полотна, которые были устранены до начала пассажирских перевозок.
Эти трамваи предъявляют повышенные требования к путям. В следующем году, с участием Радия Хабирова и Ратмира Мавлиева, планируется капитальный ремонт путей на маршруте № 5, проектирование которого начнется уже в этом году.
Источник: Администрация городского округа город Уфа